Нотариальный опыт полярного морского капитана - Виртуальный музей

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
НОТАРИАТА КУБАНИ

Перейти к контенту

Нотариальный опыт полярного морского капитана


___В самых казалось бы неожиданных местах можно встретить нотариально оформленные документы. К примеру.
___...Об этом свидетельствует вахтенный журнал легендарной шхуны «Заря» за 1901 год, который хранится в Санкт-Петербургском военно-морском музее. Там, наряду с именами Эдуарда Васильевича Толля - руководителя научной полярной экспедиции 1901¬1903 годов, и знаменитого русского адмирала Александра Васильевича Колчака, мы встречаем фамилию не менее легендарного полярного капитана Павла Григорьевича Миловзорова, который по роду своей хлопотной профессии неоднократно выступал в роли нотариуса. Его прадед - Матвей Миловзоров - появился на Северном Кавказе еще при Екатерине II. Приближенный Григория Алексеевича Потемкина, он не был обделен ^ вниманием императрицы и получил в дар от нее пару сотен десятин плодородной северокавказской земли. Однако правнук нашел себя по морской части и с начала XX столетия водил пароходы по своенравным Дальневосточным морям, рискнув, едва ли ни одним из первых, регулярно плавать в Арктику. А перед самой революцией принял Павел Григорьевич под свое командование пароход «Ставрополь», на котором ему случилось поработать нотариусом. Произошло это в неудачную арктическую навигацию 1919 года. Именно тогда-то шхуна «Мод» вышла из Осло в Северный Ледовитый океан. На Европейском юге, в Сибири, на Дальне Востоке и на Севере непонятно кому тогда принадлежащей России, шла гражданская война, которая почти на пять лет прервала регулярные рейсы судов Добровольного флота на Колыму. Это очень -отразилось на снабжении северо-востока нашей Родины и вызвало ажиотажное оживление американской контрабандной торговли на Чукотке.
___Воспользовавшиеся тяжелой ледовой обстановкой, американские купцы спешили в этот год увеличить свой капитал за счет несметных богатств русского Севера. Единственным же российским судном, которое сделало попытку добраться в этот год до Калымы, был пароход «Ставрополь». Покинув в июле Владивосток, он так и не смог пробиться к Колыме. На пароходе были потушены Экотлы, и для экипажа начались долгие пурговые ночи вынужденной зимовки.
___В один из дней вахтенный матрос помог подняться на борт «Ставрополя» изнуренного долгими скитаниями человеку, с отмороженными руками. Он оказался матросом из экспедиции знаменитого полярного путешественника, норвежца Руала Амундсена, и сообщил экипажу о том, что более чем в двухстах милях от мыса Северного зажата льдами шхуна знаменитого полярника. Матрос передал, что Амудсен хотел бы связаться со «Ставрополем» и направить на этот пароход свою экспедицию, экипажу шхуны «Мод» необходимо было наладить связь по рации с Америкой, чтобы запросить оттуда к весне провиант, который будет закуплен агентом Амудсена и доставлен к месту зимовки гидропланом.
___Как же помочь экспедиции прославленного норвежского исследователя? Последний раз пароход «Ставрополь» связывался по радио с Анадырем перед тем, как были потушены котлы. А теперь так же, как и шхуна «Мод», пароход не имел радиосвязи. Долго ломали голову моряки, Опытный полярный капитан Павел Григорьевич Миловзоров не сомневался в том, что выход из этой ситуации будет найден. Больше всего он надеялся на своего земляка, одного из лучших радистов Дальневосточного Добровольческого флота Михаила Петровича Цилярицкого. Так оно и случилось. Предложение Михаила Петровича было простым, необходимо, было собрать такую машину, в движение которую приводил бы не пар, а другая энергия. Скорее всего в данной ситуации — энергия человеческих рук. Для этого по предложению радиста, было использовано кормовое штурвальное колесо, вмонтированное в обруч. В таком виде штурвалу была определена роль маховика, и он, с помощью шкива и ремня, изготовленного из шланга, был соединен с динамо-машиной. Радиосвязь великому полярному путешественнику была жизненно необходима. Амудсен рассчитывал следующим полярным летом во чтобы то ни стало дойти до Берингова пролива и затем углубиться на Север, в зону дрейфующих льдов. Но для этого экспедиции был необходим дополнительный запас провианта, который Амудсен надеялся получить к весне из Америки.
___Упрямство норвежца в достижении своих целей было не менее знаменито, чем его имя. Свидетельством тому были его уникальные походы и открытия: северо-западный и северо-восточный проходы в Северном Ледовитом океане; плавание на шхуне «Фрам» к берегам Антарктиды и покорение Южного полюса. Только упрямый и настойчивый человек, влюбленный в трудную и рискованную профессию путешественника и исследователя, смог добиться того, к чему много веков подряд стремилось человечество. Об этом очень хорошо знал опытный полярный ас-капитан Миловзоров.
___Радист Цилярицкий сполна оправдал надежды своего земляка и капитана. Понятные этому уникальному специалисту «тире» и «точки» знаменитой азбуки Морзе разыскали на Аляске амундсенского агента, который сразу же затребовал нотариально заверенную доверенность на право пользования счетом Руана Амундсена в одном из американских банков и специальные поручения на закупку необходимых продуктов питания, а также и на аренду гидросамолета.
___Вот эти документы составленные и подписанные Амудсеном заверил и оформил, зарегистрировав в судовом журнале капитан Миловзоров, выполнив все те нотариальные действия, которые были прописаны в «Положении о нотариальной части». Вот такая история «парохода и человека», капитан судна, как «Царь и Бог, и флотский начальник», а в этом конкретном случае, еще и как нотариус, оказал неоценимую помощь легендарному норвежскому путешественнику Руану Амундсену.
Помощник нотариуса
Е.А. Пономарева, 2019 год.



ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НОТАРИАТА КУБАНИ
Назад к содержимому